Хамид Реза Даду

музыка Ирана в России

     Именно каллиграфия среди всех направлений искусства пользуется наибольшей популярностью в странах Востока. Каллиграфию обычно рассматривают как проявление человеческого духовного начала во всем его блеске, ибо чистота и великолепие письменности является своего рода выражением непорочности внутреннего мира человека.

     В период владычества в Персидской Империи Тимуридов (сер. XV в.) знаменитый каллигграф Мир Али Табризи предложил совершенно новый,  скорописный почерк, с тех пор ставший одним из ведущих в Иране – насталик. Очень многие быстро переняли него: особенно часто «насталиком» писали книги, поэтические сборники и любовные письма. До сих пор стихи Хафиза, Саади, Руми и других знаменитых поэтов издают с использованием «насталика».

     «Насталик» подвергся серьезным изменениям при Мир Эмаде, во времена Шаха Аббаса (нач. XVII в.). Именно переработанный им почерк используется иранцами и сегодня, по прошествии 400 лет. Кроме того, «насталик» очень популярен в Средней Азии, Пакистане и Индии.

      В конце XVII в., Мортеза Голи-хан Шамлу (правитель Герата, в то время входившего в состав Персии) изобрел новый почерк – шекасте-насталик («насталик-курсив» или «ломаный насталик»). Придумывать подобную инновацию его вынудила необходимость: секретари и министры попросту не справлялись с потоком документов, поскольку на запись привычным «насталиком» требовалось слишком много времени. Нужен был почерк, позволявший писать быстрее – и Голи-хан нашел решение.

     В эпоху Каджаров (XIX в.) в истории иранской каллиграфии произошел перелом. Появился печатный станок – в связи с модернизацией, каллиграфия становилась все проще, отвечая потребностям людей. Разумеется, параллельно она потеряла часть своей эстетической ценности: печатные оттиски позволяли использовать ее где угодно и писать что и как угодно.

Мирза Мохаммад Реза Калхор – составитель томов с путевыми заметками Насреддин Шаха - внес очередное изменение в «насталик»: для удобства заполнения печатной формы чернилами буквы и штрихи сделались несколько толще.

      Кроме того, в это же время в каллиграфии была разработана техника сийях-маншх: слова и буквы повторялись много-много раз, так, что фон каллиграфического рисунка становился черным.

      В 1950-х годах было создано Общество иранских каллиграфов, что вдохнуло новую жизнь в древнее искусство. Кроме того, в 1960-х – 1970-х годах в Иране начала развиваться рекламная индустрия – нужны были логотипы, сочетания букв и рисунков, и иранцы вновь обратились к каллиграфии. С тех пор она не теряла своей популярности. Стоит отметить, что параллельно развивались две школы «насталика»: традиционная и новая, осовремененная. Появился также самый новый из известных на сегодня почерков персидской каллиграфии – моалла.

         Сегодня в Иране широко известны имена таких мастеров каллиграфии, как Голламхоссейн Амирхани, Ятолла Габолли, Мохаммад Эхса (изобретатель сочетания элементов каллиграфии с живописью (хатт-нагаши или хатташи), Насролла Афджеи, Хоссейн Зендеруди.

     Работы современных каллиграфов (в особенности в стиле «хатташи») высоко ценятся в мире и продаются с аукционов за миллионы долларов, причем основными покупателями являются западные ценители.