Хамид Реза Даду

музыка Ирана в России

Теория иранской классической музыки

                 Дарьюш Талаи

      Аболхасан Саба

 

      Абдоллах Давами

 

               Али Акбар Шахнази

       Махмуд Карими

 

Мирза Абдоллах Фарахани

 

         Муса Маруфи

 

Дастгах - музыкально-поэтический жанр иранской классической музыки в системе магамов. Термин "Дастгах" означает также систему музыкального мышления, основанную на модальной организации звукового материала и линейном его развертывании, звукоряд и складывающуюся на его основе систему первичных ладово-мелодических попевок (гуше), обладающих устойчивыми образно-эмоциональными характеристиками. А также модель композиции, обусловленную определенным магамом. В основу классификации дастгахов положена система 12-ти магамов (ладов),   которая просуществовала до 19-го века. А в 19 веке Мирза Абдуллах Фарахани создал систему из 7-ми основных ладов (шур, махур, хомаюн, сегах, чахаргах, нава, раст панджгах), которая называется «дастгах». Надо отметить, что дастгах шур имеет 4 аваза (абуата, баяте торк, афшари, дашти). Совокупность гуше во всех дасгахах называется радифом. Этот же термин используется по отношению к порядку следования гуше и разделов композиции. В состав полной композиции дастгах входят: пиш дарамад (своеобразная увертюра, где экспонируется основной лад дастгах и наиболее важные гуше), дарамад (основные, сольные части композиции), чахар-мизраб (виртуозный вокальный или инструментальный сольный эпизод), а также тасниф (законченный сольный песенный эпизод, подытоживающий предшествующее развитие). Последовательность, количество и продолжительность каждого из эпизодов зависит от конкретного магама, от исполнительской школы и индивидуальности музыканта. Исполнительский  состав дастгах также может быть различным, чаще это - вокалист или исполнитель-инструменталист (иногда совмещающиеся в одном лице), выступающие в сопровождении небольшого ансамбля.

В иранской классической музыке существует два основных радиф («радифе сази», т.е. радиф для инструментов и второй радиф для пения – «радифе авази»). Самые важные радифы для инструменов написал Мирза Абдоллах Фарахани, а для пения написал Абдоллах Давами. А также другие иранские музыканты написали радиф для инструментов и пения, это Муса Маруфи, Аболхасан Саба, Али Акбар Шахнази и Дарьюш Талаи - для инструментов, Махмуд Кареми - для пения.

В классической иранской музыке есть 3 стиля пения, которые называются мактаб. Это мактабе Тегеран, мактабе Табриз и мактабе Исфахан.

Радиф одно из самых значимых явлений в музыкальной культуре современного Ирана. Он представляет собой накопленный в течение столетий и по традиции передаваемый устным способом от учителей ученикам унифицированный и внутренне целостный корпус мелодико-ритмических моделей, который служит фундаментом для обучения и основой для звукореализации циклической композиции дастгаха или аваза.

Радиф как свод мелодико-ритмических моделей существует в виде множества версий, каждая из которых сохраняет неразрывную связь с традицией и одновременно характеризует индивидуальность своего создателя: объм его знаний, разнонаправленность деятельности, принадлежность определнной профессиональной школе, особенности исполнительской техники. Все разновидности радифа могут быть классифицированы по ряду признаков, как то: исполнительские особенности, предназначение, уровень сложности, способ передачи, тесситура, принадлежность к локальной исполнительской школе или школе определнного мастера, а также время создания.

Особая роль в сохранении и передаче традиции иранской классической музыки принадлежит знатокам радифа (радифдан). Это мастера, обладающие уникальными музыкальными способностями и отличающиеся чувством ответственности за продолжение своего дела.

Радиф не предназначен для буквального воспроизведения: он лишь служит своеобразной «азбукой», которой овладевает музыкант и руководствуется ей в процессе воплощения собственных идей. Одним из самых сложных примов, в которых практически реализуется логика компоновки мелодико-ритмических моделей радифа, является принцип мораккабнавази — это выстраивание циклической композиции с переходами от одного дастгаха/аваза к другому, что подразумевает смену ладовых систем. Радиф, чья структура характеризуется множественными связями между разными дастгахами/авазами, является руководством по искусству мораккабнавази. Переход от одного дастгаха к другому, что подразумевает смену ладовых систем. Радиф, чья структура характеризуется множественными связями между разными дастгахами, является руководством по искусству мораккабнавази.

Радиф – сердце классической иранской музыки. После того, когда ученики изучат теорию иранской музыки, они могут приступить к изучению радифа. После изученпия радифа, они способны импровизировать.