Хамид Реза Даду

музыка Ирана в России

Теория иранской классической музыки

                 Дарьюш Талаи

      Аболхасан Саба

 

      Абдоллах Давами

 

               Али Акбар Шахнази

       Махмуд Карими

 

Мирза Абдоллах Фарахани

 

         Муса Маруфи

 

Дастгах - музыкально-поэтический жанр иранской классической музыки в системе магамов. Термин "Дастгах" означает также систему музыкального мышления, основанную на модальной организации звукового материала и линейном его развертывании, звукоряд и складывающуюся на его основе систему первичных ладово-мелодических попевок (гуше), обладающих устойчивыми образно-эмоциональными характеристиками. А также модель композиции, обусловленную определенным магамом. В основу классификации дастгахов положена система 12-ти магамов (ладов),   которая просуществовала до 19-го века. А в 19 веке Мирза Абдуллах Фарахани создал систему из 7-ми основных ладов (шур, махур, хомаюн, сегах, чахаргах, нава, раст панджгах), которая называется «дастгах». Надо отметить, что дастгах шур имеет 4 аваза (абуата, баяте торк, афшари, дашти). Совокупность гуше во всех дасгахах называется радифом. Этот же термин используется по отношению к порядку следования гуше и разделов композиции. В состав полной композиции дастгах входят: пиш дарамад (своеобразная увертюра, где экспонируется основной лад дастгах и наиболее важные гуше), дарамад (основные, сольные части композиции), чахар-мизраб (виртуозный вокальный или инструментальный сольный эпизод), а также тасниф (законченный сольный песенный эпизод, подытоживающий предшествующее развитие). Последовательность, количество и продолжительность каждого из эпизодов зависит от конкретного магама, от исполнительской школы и индивидуальности музыканта. Исполнительский  состав дастгах также может быть различным, чаще это - вокалист или исполнитель-инструменталист (иногда совмещающиеся в одном лице), выступающие в сопровождении небольшого ансамбля.

В иранской классической музыке существует два основных радиф («радифе сази», т.е. радиф для инструментов и второй радиф для пения – «радифе авази»). Самые важные радифы для инструменов написал Мирза Абдоллах Фарахани, а для пения написал Абдоллах Давами. А также другие иранские музыканты написали радиф для инструментов и пения, это Муса Маруфи, Аболхасан Саба, Али Акбар Шахнази и Дарьюш Талаи - для инструментов, Махмуд Кареми - для пения.

В классической иранской музыке есть 3 стиля пения, которые называются мактаб. Это мактабе Тегеран, мактабе Табриз и мактабе Исфахан.

 

Радиф – сердце классической иранской музыки. После того, когда ученики изучат теорию иранской музыки, они могут приступить к изучению радифа. После изученпия радифа, они способны импровизировать.