Хамид Реза Даду

музыка Ирана в России

 МИНА КАРИ (Эмалирование)

Искусством минакари или эмалирование называют миниатюрное изображение на металле и керамике, покрытое эмалью. Минакари — это искусство живописи и орнаментальной росписи поверхности металла. Он, в свою очередь, имеет свою замысловатую форму, которая только подчеркивает яркость красок и изящество рисунка. 

Мина — женская производная от «мину» на персидском языке, что в переводе означает «небо». Мина также означает лазурный цвет неба. Иранские мастера изобрели этот вид искусства в эпоху Сасанидов [время правления династии 224 — 651 гг. н.э.], а затем с монголами минакари пришло в Индию и другие страны. Один француз, который путешествовал по Ирану во время правления династии Сефевидов [XVI-XVII века], упоминал в своих записях об исфаханской эмали, на которой был изображён причудливый орнамент из птиц и животных, с фоном из цветочного узора в голубых, зеленых, желтых и красных цветах.

 

Многие искусствоведы относят иранскую эмаль к династии Сасанидов. Однако в исламский период нет никаких упоминаний об этом виде искусства вплоть до правления седьмого правителя Монгольской империи Хулагуидов на территории Ирана Газана-хана (1271 — 1304). Именно он сделал ислам официальной религией монгольского государства.

Практически для всех эмалированных изделий используется серебро, так как эмаль (стекло) плавится и лучше всего ложится на чистый металл. Проще говоря, эмалирование — процесс создания металлических готовых форм, а затем декорирование их с помощью различных по виду и цвету типов расплавленной эмали. Таким образом получаются настоящие произведения искусства.

Если взять исследовательский подход к этому виду искусства, то эмаль (витражная или фарфоровая эмаль) — это цветное покрытие, которое получается в результате обжига стекловидного порошка при температуре 750-800 градусов. 

Порошок или пудра плавится, растекается и превращается в прочное стекловидное покрытие на металле, стекле или керамике. Изображения или узоры, которые используют для росписи эмалью в Иране, чаще традиционны, и зависят от вкуса и предпочтений художника. Для иранской эмали чаще всего используются такие металлы, как медь и серебро. Кроме того, в этом древнем искусстве используются различные инструменты: печи, клещи, пресс-машина, кисти и др.

 

Эмаль обычно используется для украшения ваз, ювелирных изделий и подсвечников, а в святых местах или мечетях еще и для украшения люстр и дверей. Произведения из эмали можно мыть водой. Главный центр иранского искусства эмали — город Исфахан.

Для ювелирных украшений с Минакари традиционно использовалось золото, так как оно лучше держит эмаль и придает ей еще больший блеск. Серебро стали использовать позднее, в основном для таких предметов, как шкатулки, чаши, ложки и другие декоративные предметы. Медь же, основной металл для большинства народных промыслов, стала использоваться только после закона об ограничении использования золота, и ремесленники были вынуждены искать новые материалы.

Работа с эмалью и декорирование металлов разноцветными стекловидными узорами — один из самых востребованных курсов по искусству в Исфахане.