Хамид Реза Даду

музыка Ирана в России

Персидская миниатюра заслуженно знаменита во всем мире. В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка. Отличительной чертой персидской миниатюры является и то, что она иллюстрировала светскую литературу.

Расцвет классической миниатюрной живописи в Иране приходится на 13 век. В персидской миниатюре главными героями становились легенды, любимые всеми предания и сюжеты. И это не просто дань уже прославившейся на тот момент поэзии, это образ мышления народа, привязанность к традиции, что до сих пор является отличительной чертой иранского общества. 

Искусство миниатюры в большинстве условно и декоративно. Поэтому перспектива отсутствует: фигуры и предметы расположены на плоскости листа подобно красочному узору. Во всем преобладает условность: изображение человека ограничивается определенными позами и жестами.

Персидская миниатюра — искусство красивое, комфортное, не покушающееся на внутренний мир зрителя. До XIX века персонажи на персидских миниатюрах никогда не смотрят зрителю прямо в глаза.

К произведениям средневекового искусства, изображающим человека, не следует подходить с современными понятиями о портрете. Художники стран мусульманского Востока стремились передать не столько точное сходство и индивидуальность человека, сколько создать определенные типы, такие как знатный вельможа, всемогущий правитель, мудрец и поэт, царственный юноша ─ идеал героя восточной любовной лирики.

Выделяют следующие наиболее влиятельные школы персидской живописи:

- Шираз

- Тебриз

- Герат

- Исфахан

Школа миниатюры в Исфахане возникла в XVI веке при Аббасе I. Отныне, изображения выходят за рамки иллюстрации и появляются на отдельных листах.